Как составить жалобу в прокуратуру, образец заявления
Консультация юриста по телефону
По Москве и московской обл.
8 (499) 938-41-60
По Санкт-Петербургу и обл.
8 (812) 425-63-04
Бесплатно по России
8 (800) 301-87-34
Прокуратура является одним из основных государственных органов, осуществляющих контроль над соблюдением действующего законодательства. Сфера её ведения очень широка, начиная от нарушений в сфере экологии, и заканчивая тяжкими уголовными преступлениями. Подать жалобу в прокуратуру, согласно ФЗ №59 «Об обращениях», может любой россиянин при выявлении ими нарушений федеральных законов со стороны госслужащих, предпринимателей или частных граждан.
Причины подачи жалобы в прокуратуру РФ
Полный перечень причин, по которым допустимо обращение в данный надзорный орган можно найти в ФЗ №2201-1 «О прокуратуре».
К ним относятся:
- Превышение полномочий, незаконные действия или бездействие государственных органов по отношению к рядовым гражданам. Прокуратура рассмотрит все нарушения закона, допущенные сотрудниками силовых ведомств, государственными чиновниками всех рангов, представителями аппарата власти. Исключение составляют решения суда. Обжаловать их можно только в апелляционной инстанции, входящей в судебную систему.
- Нарушение действующих законодательных норм в социальной сфере. Это, например, несвоевременная выплата пенсий и зарплат, неправильное их начисление, неправомерный отказ в предоставлении льгот и субсидий. Лица, проживающие на муниципальной жилплощади вправе подать заявление в прокуратуру при нарушении их прав со стороны местной администрации.
- Вопросы, касающиеся имущественных споров, принимаются к рассмотрению прокурорами только в исключительных случаях. Например, если дело касается нарушения прав социально уязвимых лиц – несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов.
- Следственный комитет при прокуратуре занимается расследованием уголовных деяний, носящих тяжкий характер, или угрожающих безопасности государства и общества. Административные правонарушения, лёгкие и средние уголовные проступки не входят в компетенцию прокуроров. С подобными жалобами следует обращаться в структуры МВД.
- Нарушения со стороны коммерческих предприятий, госорганизаций и частных граждан, наносящих ущерб окружающей среде, здоровью и жизни людей.
Подавать жалобу в прокуратуру допускается не только в случае нарушения гражданских прав заявителя. Обратиться в этот надзорный орган можно, при выявлении ущемления прав других людей – родственников, соседей, просто знакомых.
После рассмотрения поступившего обращения и проверки изложенных в нём фактов, прокурор вправе:
- Удовлетворить заявление, приняв необходимые меры. Это вынесение предписания об устранении нарушений, либо передать дело в судебные органы.
- Направить жалобу в инстанции, непосредственно отвечающие за данную сферу – в МВД, в жилищную или трудовую инспекцию, роспотребнадзор и так далее.
- Отклонить ходатайство, если факт нарушения не подтвердится, или в описанном в заявлении деянии не усматривается нарушение действующего законодательства.
- Оставить обращение без рассмотрения, если при его составлении нарушены принятые в юридическом делопроизводстве нормативы. Это неразборчивый почерк, отсутствие данных заявителя (анонимка), угрозы и брань в тексте.
Как отправить жалобу в прокуратуру
Подать заявление в прокуратуру можно несколькими способами: при личном визите в местное отделение прокуратуры РФ, позвонив по телефону горячей линии, или отправив обращение заказным письмом. В последние годы появились ещё два способа подачи жалоб, значительно упрощающих процедуру – через официальный сайт этого надзорного ведомства, и через портал «Госуслуги».
Лично
Людям, не доверяющим интернету и услугам почты, можно самостоятельно вручить своё обращение в приёмной прокуратуры.
Узнать место нахождения территориальных отделений учреждения, можно через справочную службу 8 (495) 987-56-56, или на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
Центральный отдел ведомства по приёму граждан находится по адресу: г.Москва, пер.Благовещенский, дом №10.
Приём посетителей происходит каждый день, кроме субботних, воскресных и праздничных дней.
Время приёма:
- Понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00;
- Пятница: с 9-00 до 16-45;
- Обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00.
Записаться на приём к сотрудникам Генпрокуратуры можно по телефону, указанному выше.
При личном обращении в прокуратуру, при себе следует иметь паспорт и заявление в двух экземплярах. Первый из них передаётся сотруднику ведомства, а второй завизированный штампом и росписью чиновника, остаётся у гражданина. В дальнейшем он послужит доказательством подачи обращения.
Почтой России
Письменное обращение нужно отправлять на адрес территориального отделения прокуратуры.
Написать заявление в прокуратуру и подать его можно традиционным способом – с помощью почтового отправления. Для этого рекомендуется выбирать формат заказного письма с уведомлением о вручении. Так вы будете уверены, что ваша жалоба не затерялась, и была вручена адресату такого то числа. С этого момента начинается отсчёт сроков для рассмотрения вашего ходатайства. Поэтому уведомление рекомендуется сохранять до полного разрешения вашего дела.
Если вы не удовлетворены итогами рассмотрения вашей жалобы, или местное ведомство отказало в её рассмотрении, вы можете обратиться в вышестоящую инстанцию – Генпрокуратуру РФ. Адрес для письменных обращений: 125993, г.Москва, ул. Бол.Дмитровка дом №15А.
Онлайн
Обращение в прокуратуру через интернет, наиболее удобный и быстрый способ подать жалобу. Приём заявлений от частных граждан ведётся на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
После перехода по указанному адресу, открывается главная страница сайта. Здесь нужно выбрать раздел «Интернет-приёмная», при переходе в который вам будет предложено ознакомиться с правовой базой, регулирующей обращения в данное ведомство. Ниже следует выбрать из открывающегося списка свой регион, и нажать на кнопку «Согласен», подтверждая, что вы ознакомились с изложенной на странице информацией, и желаете продолжить подачу заявления.
После этого вы перенаправляетесь на сайт прокуратуры своего субъекта РФ, где выбираем «Обращение в прокуратуру». В представленную электронную форму следует внести требуемую информацию.
Обязательно должны заполняться поля, помеченные звёздочкой – без этого система не примет ваше заявление к рассмотрению.
Язык, на котором принимаются электронные обращения – исключительно русский. Заявления, поданные на других языках, рассматриваться не будут. К жалобе возможно прикрепить сопутствующие документы в оцифрованном виде, при условии, что объём файла не превышает 5 мегабайт.
Через Госуслуги
Другой способ подачи заявления в прокуратуру онлайн – через портал «Госуслуги». Данный способ набирает всё большую популярность благодаря удобству обращения и простоте работы с сайтом.
Система сама найдёт адреса отделения прокуратуры по месту вашего жительства, и перенаправит вас на нужную страницу.
Здесь же можно узнать контактные телефоны региональных ведомств, дни и часы приёма граждан. Пошагово алгоритм подачи заявления через «Госуслуги» рассмотрим ниже.
Горячая линия
Подать жалобу в прокуратуру в удалённом режиме можно по телефону горячей линии ведомства: 8 (495) 987-56-56.
Телефон работает круглосуточно, ежедневно. Звонок бесплатен со всех регионов России, для абонентов всех операторов связи. Заявления принимаются, после чего регистрируются и передаются на рассмотрение сотрудникам прокуратуры.
Позвонив по горячей линии будьте готовы назвать свои Ф.И.О., адрес местожительства, контактный телефон. Затем чётко и ёмко изложите суть вашей проблемы.
Как составить заявление в прокуратуру, образец
Обращение к прокурору должно составляться по определённым правилам, регламентированным в ФЗ №59.
Структура документа должна выглядеть следующим образом:
- «Шапка», расположенная в верхнем правом углу листа. Здесь указываются наименование регионального отделения ведомства, а также данные заявителя – его Ф.И.О., адрес регистрации, номер телефона и/или е-мейл.
- Ниже, по центру листа пишется наименование обращения – «Жалоба».
- В основном тексте описывается суть вашей проблемы. Здесь нужно лаконично, но точно указать конкретные обстоятельства: характер, место и время нарушения ваших прав, или совершённого преступления. Если известны данные злоумышленника, также указываем их. При этом нужно сослаться на статьи нарушенных законов.
- Ниже выдвигаем требования к прокурору: провести проверку, привлечь к ответственности, дать правовую оценку.
- Если к заявлению прилагается комплект дополнительной документации, нужно дать подробную опись всех бумаг.
- В конце текст заверяется росписью составителя, проставляется дата его написания.
Алгоритм подачи жалобы
Рассмотрим далее пошаговый алгоритм подачи онлайн заявления в прокуратуру через портал «Госуслуги».
- Переходим на сайт «Госуслуги».
- Регистрируемся на нём, и создаём свой личный кабинет, если у вас ещё нет на портале действующего аккаунта.
- На главной странице переходим в раздел «Услуги», затем – в «Безопасность и правопорядок».
- Далее выбираем из списка подраздел «Услуга по подаче обращений граждан в органы прокуратуры Российской Федерации», и нажимаем «Подать обращение».
- Здесь выбираем свой субъект Федерации, и заполняем электронную анкету.
- Последним шагом заполняем форму обращения, указывая суть возникшей проблемы. Прикрепляем к обращению оцифрованные документы, и отправляем весь пакет адресату.
Сроки рассмотрения
Сроки рассмотрения обращений граждан всеми государственными инстанциями, регулируются положениями ФЗ №59. На это работникам прокуратуры отводится срок в 5 календарных дней.
По итогам ознакомления, жалоба может быть отклонена, перенаправлена в другую инстанцию, или принята в работу. В последнем случае, в 30-дневный срок проверяются изложенные в сообщении факты, и по ним предпринимаются соответствующие действия.
Заключение
Обращение в прокуратуру – один из наиболее действенных способов защиты гражданами своих прав. Но для этого нужно уметь правильно составлять заявление, и соблюдать принцип подведомственности, чтобы ваша жалоба была рассмотрена.