Как составить жалобу в трудовую инспекцию, образец заявления
Консультация юриста по телефону
По Москве и московской обл.
8 (499) 938-41-60
По Санкт-Петербургу и обл.
8 (812) 425-63-04
Бесплатно по России
8 (800) 301-87-34
Все правовые взаимоотношения между работодателем и наёмным работником регулируются положениями Трудового законодательства. Но далеко не всегда руководство организаций неукоснительно придерживается статей КЗоТ, допуская зачастую большие и малые нарушения. Во всех случаях нарушения своих прав, работник может подать жалобу в трудовую инспекцию с требованием устранения нарушений законодательных норм.
Причины жалоб в трудовую инспекцию
Трудовая инспекция – надзорный государственный орган, созданный для контроля над соблюдением норм Трудового кодекса. По факту поступающих заявлений, сотрудники ведомства проводят проверку, и, в случае выявления нарушений, принимают необходимые меры.
Основная причина для подачи жалобы в трудовую инспекцию на работодателя, это нарушение им положений статьи 21 и статьи 22 КЗоТ РФ.
Они могут носить разнообразный характер – неумышленный и преднамеренный, с лёгкими и серьёзными последствиями для потерпевшего. Но, в любом случае сотрудник, в отношении которого было допущено нарушение, вправе потребовать от руководства организации-работодателя их устранения.
Конкретных нарушений КЗоТ, встречающихся в жизни множество.
Среди самых частых нарушений можно назвать:
- Несвоевременная выплата заработной платы, либо выплата её не в полном объёме;
- Задержка прочих выплат – отпускных, декретных, больничных, сверхурочных;
- Незаконное наложение штрафа на работника, прочие неправомерные денежные вычеты;
- Выдача заработной платы «в конверте», без отображения её в официальных документах. Соответственно – отсутствие перечислений в пенсионный фонд на страховой счёт работника;
- Принуждение к сверхурочной работе в ситуациях, не вызванных острой производственной необходимостью;
- Несоответствие рабочих условий нормативам охраны труда;
- Отказ в приёме на вакантное место по причине, не соответствующей нормам Трудового законодательства;
- Не выплата положенных денег за переработку;
- Отказ в официальном трудоустройстве в организации сотрудника де-факто работающего в ней;
- Принуждение сотрудника к увольнению, либо наоборот, оказание давления с целью удержать его на работе;
- Незаконное увольнение работника;
- Нарушение работодателем прочих положений ТКРФ.
Куда отправить жалобу на работодателя
Российское законодательство допускает использование гражданином, в случае нарушения его прав, всего спектра мер защиты.
Прежде, следует обратиться непосредственно к работодателю, с требованием устранить допущенные нарушения. Если же обращение работника было проигнорировано, либо в его удовлетворении было отказано, он вправе обратиться за содействием в органы юриспруденции и надзорные ведомства.
Существует три основных инстанции, в которые можно обратиться сотруднику при нарушении работодателем положений Трудового законодательства.
Суд
Судебные органы – крайняя мера решения трудовых конфликтов. К ней следует прибегать в ситуации, когда урегулировать возникшую проблему в досудебном порядке не получилось. Например, администрация предприятия отказывается выполнять предписания трудовой инспекции об устранении нарушений КЗоТ. Другая причина обращения в суд, это взыскание с работодателя денежной компенсации.
Финансовые претензии к организации работник вправе предъявить в ситуациях:
- Отказ руководства организации признать полученную работником травму в качестве производственной, и осуществлять положенные в данной ситуации выплаты.
- Компенсация сотруднику вреда здоровью, причинённого из-за несоответствия условий труда и рабочего места действующим нормам.
- Требование компенсации морального вреда, причинённого гражданину в результате неправомерных действий работодателя.
- Выплату зарплаты за время вынужденного прогула по причине незаконного увольнения.
- Взыскать с предприятия положенные сотруднику, но не выплаченные деньги – заработную плату, отпускные, больничные, сверхурочные и т.д.
Также через суд можно потребовать восстановления на работе, изменения неправильной записи в трудовой книжке, снятия наложенных дисциплинарных взысканий, отмены незаконного внутреннего приказа.
Судебное дело инициируется путём подачи искового заявления от потерпевшего. Также инициатором судебного разбирательства относительно нарушений КЗоТ может выступать трудовая инспекция и прокуратура.
Прокуратура
Прокуратура занимается особо важными делами, подпадающими под действие Уголовного кодекса. Под юрисдикцию УКРФ подпадают и некоторые противоправные деяния работодателей. Сюда можно отнести задержку выплаты заработной платы на срок, превышающий две недели.
Другие причины возбуждения уголовного дела против руководства организации:
- Отсутствие контроля над техникой безопасности.
- Ненадлежащее оборудование рабочего места.
- Несоответствие условий труда установленным нормам.
Статьи УКРФ в вышеперечисленных случаях вступают в действие, если в результате был нанесён вред здоровью и жизни работников.
ГИТ
Госинспекция по труду (ГИТ) занимается конфликтами, вызванными нарушениями КЗоТ административного характера. В случае выявления в незаконных действиях работодателя признаков уголовного преступления, дело передаётся в органы юстиции – МВД, прокуратуру, суд.
Пожаловаться на работодателя в трудовую инспекцию можно с целью привлечения его к административной ответственности. К примеру, ГИТ может вынести предписание об устранении выявленных нарушений, либо наложить за это на предприятие административный штраф.
При поступлении заявления от пострадавшего работника, сотрудники ведомства проводят проверку описанных в нём фактов.
Согласно ФЗ №59 «Об обращениях…» анонимные письма государственными службами не рассматриваются, за исключением особо важных преступлений (терроризм, госизмена и т.д.). Но, при нежелании заявителя раскрывать своё имя, проверяющие сотрудники трудовой инспекции оставят его в тайне для руководства предприятия.
Способы подачи жалобы в трудовую инспекцию
Имеется несколько вариантов для подачи жалобы в государственную инспекцию по труду. Составляться заявление может либо в традиционном бумажном варианте, либо в онлайн режиме.
Законодательство не предъявляет чётких требований к порядку составления письменных обращений в ГИТ. Поэтому написать жалобу в трудовую инспекцию можно от руки на стандартном листе формата А-4, либо распечатать на принтере. Направить бумагу в надзорное ведомство можно по почте, либо лично явившись в приёмную территориального отдела инспекции.
Лично
Передать заявление в ГИТ можно лично, посетив местное отделение ведомства.
Для этого нужно узнать место его нахождения, и часы приёма посетителей. Сделать это можно, позвонив по справочному телефону горячей линии Роструда: 8 (800) 707-88-41. Звонок бесплатный для всех абонентов РФ.
Операторы горячей линии работают:
- Понедельник-четверг с 9-00 до 18-00;
- Пятница с 9-00 до 16-45.
Дополнительный номер для приёма обращений граждан и предоставления справочной информации – 8 (495) 698-82-06 (звонок платный). Звонки по дополнительной линии принимаются с понедельника по пятницу, с 10-00 до 16-00.
Заявление составляется в двух одинаковых экземплярах. При подаче жалобы на работодателя в трудовую инспекцию, один из них остаётся у заявителя, а второй передаётся сотруднику надзорного ведомства. Тот документ, что остаётся на руках у обратившегося гражданина, позднее послужит доказательством его обращения в ГИТ. Обе бумаги заверяются росписями сотрудника ведомства и заявителя, печатью госучреждения.
Почтой России
Направить обращение в трудовую инспекцию можно также письмом, по почте. При этом лучше выбрать формат заказного письма с уведомлением о вручении. Так вы убедитесь, что отправление обращение доставлено до адресата. Письмо направляется в местное территориальное отделение ГИТ.
Если же региональное ведомство не смогло, или не захотело помочь Вам разобраться с возникшей проблемой, можно отправить жалобу в центральный офис, расположенный по адресу: 115582, г.Москва, Домодедовская улица, дом №24, корпус 3.
Вместе с письмом желательно выслать копии имеющихся у вас доказательств совершённого нарушения КЗоТ: выписки из приказов, чеки, квитанции, трудовая книжка, показания свидетелей.
На официальном сайте трудовой инспекции
Наиболее удобный вариант жалобы в трудовую инспекцию, это подача обращения через интернет. Это не займёт много времени и обратиться в инспекцию можно прямо из дома, или с работы.
Для приёма заявлений от граждан в инспекцию по труду, действует официальный сайт ведомства – Онлайнинспекция.ру. При переходе на основную страницу портала, пользователю предлагается несколько способов подачи жалобы, и ему следует выбрать нужный. Здесь можно написать обращение в ГИТ, заявить о невыплатах положенных денег за борьбу с коронавирусом, ознакомиться с трудовыми нормами РФ.
Чтобы подать жалобу онлайн, выбираем раздел «Отправить заявление», после чего совершается переход на страницу с перечнем конкретных нарушений трудового законодательства: зарплата, увольнение, приём на работу и т.д. После выбора нужной категории, открывается новый список с подкатегориями. Например, это «задержка зарплаты», «незаконные удержания из зарплаты», «уровень зарплаты меньше установленного минимального порога».
Далее система потребует от заявителя авторизоваться через портал «Госуслуги», нажав кнопку «Войти» в нижней части экрана. После этого, пользователю открывается доступ к электронной форме бланка.
Как составить заявление в трудовую инспекцию, образец
Письменное обращение в надзорное госучреждение должно составляться в соответствии с нормами, принятыми в юридическом делопроизводстве.
Структура документа должна выглядеть так:
- Введение («шапка») с указанием данных заявителя и ведомства, в которое направляется бумага.
- Описательная часть. Здесь излагается суть нарушения, кем оно было допущено.
- Требования к инспекторам – провести проверку, принять меры.
Документ должен заверяться личной росписью работника, в конце проставляется дата его написания. Ниже приведены образцы, как подать жалобу в трудовую инспекцию в различных ситуациях.
Жалоба в трудовую инспекцию
Скачать бланкЖалоба в трудовую инспекцию по заработной плате
Скачать бланкЖалоба на работодателя после увольнения
Скачать бланкКоллективная жалоба в трудовую инспекцию
Скачать бланкАлгоритм подачи жалобы в трудовую инспекцию
При подаче жалобы на работодателя в трудовую инспекцию, следует соблюдать некоторые правила.
Пошагово алгоритм процедуры выглядит так:
- Нужно установить, были ли нарушены ваши трудовые права в результате действий руководства организации. Для этого нужно ознакомиться с нормами КЗоТ, при необходимости – обратиться к юристу.
- Собрать всю возможную доказательную базу совершённого нарушения.
- Обратиться к работодателю, с требованием исправить ситуацию. В случае отказа устранить нарушения, подавайте жалобу в контролирующие инстанции.
- Следующим шагом правильно составляем заявление в надзорное ведомство, и подаём наиболее удобным способом.
- Дожидаемся рассмотрения жалобы и принятия мер по устранению указанных в ней фактов.
Сроки рассмотрения заявления
На рассмотрение поступающих жалоб и заявлений, сотрудникам государственных ведомств отводится срок в 10 дней. На проверку изложенных в обращении фактов и принятии по ним соответствующих мер – 30 дней с момента его принятия. Данные нормы установлены ФЗ №59.
Заключение
Обращение в трудовую инспекцию – действенная мера, в большинстве случаев позволяющая устранить нарушения ТКРФ со стороны работодателей. Для скорейшего решения вопроса в вашу пользу, рекомендуется юридически грамотно составить заявление, и предоставить сотрудникам ГИТ веские доказательства своей правоты.